О курсе "Предпринимательство. Собственное дело в Украине" - Сергей Кашанин
Кашанин сергей, сертификат, обучение, прометеус, отзывы
Без рубрики

О курсе «Предпринимательство. Собственное дело в Украине»

Пока все доедали новогодние салаты мне пришёл ещё один сертификат. Обучение закончил в декабре.

Красную ленту курса перерезало определения «предприниматель«.

Впервые понятие «предприниматель» (entrepreneur) ввёл французский экономист Ричард Кантильон примерно в 1720 году. Р. Кантильон определил его так:

Предприниматель — это человек с неопределенными, не фиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной. Википедия

В тот момент, Алексей (преподаватель курса) дал понять, что окончание этого термина (там где речь о неизвестной цене) относится не только к стоимости товара, но в целом символизирует ту неизвестность, в которую погружается предприниматель. Тогда зерно было посажено.

Сегодня смотрел часть интервью ПашУ, в котором он сравнивал эту же неизвестность с сильным туманом на дороге. Туманом, который препятствует нормальному движению. Предприниматель, начиная своё дело сталкивается с похожим явлением. Он не может смотреть очень далеко, он не видит всего пути, а видит только то что под носом и то не чётко. Как правило, такие моменты в жизни энтерпринёра сопровождаются  сомнениями, непониманием и значительным преобладанием вопросов над ответами.

Что вы делаете, когда спускается туман? — Спрашивает ПашУ.

Неужели останавливаетесь, глушите мотор, выходите и ждёте пока туман рассеется?

Нет? А что тогда? Включаете «противотуманки» и снижаете скорость, верно? Снижаете скорость, но продолжаете движение, пока погода не нормализуется.

Получается, что большинство людей ступивших на путь предпринимательства, при виде тумана (а это неизбежно) глушат мотор и ждут пока всё наладиться. Вместо того, чтоб двигаться по чуть-чуть, на ощупь, но всё же двигаться. В этот момент зерно проросло и пазл сложился.

Я понял, что мои мыслительные колебания, откладывание и сомнения — это естественно. Это и есть сущность предпринимателя — двигаться на ощупь в неизвестности.  Это было как осознание, осознание того, что в каждый момент, я сам выбираю продолжать действовать «на ощупь» не смотря не на что и накапливать опыт или «заглушить мотор». Сразу вспомнилась старая притча про двух волков. Кого я кормлю в такие моменты? Успешного предпринимателя или предпринимателя неудачника? Любое решение — это кором для одного из них. Ещё я понял, что я во власти выбирать кого кормить.

Возвращаясь к курсу

Узнал, что есть мировой рейтинг, который отражает то, насколько легко или сложно создавать бизнес в том или ином государстве. www.doingbusiness.org

Согласно этому рейтингу Украина находиться на 71 месте Россия на 31. В топ 10 входят:

  1. Новая Зеландия
  2. Сингапур
  3. Дания
  4. САР, Гонконг, Китай
  5. Республика Корея
  6. Грузия
  7. Норвегия
  8. США
  9. Великобритания
  10. Македония, БЮР

При расчёте этого рейтинга берутся во внимание такие факторы:

  1. Регистрация предприятий
  2. Получение разрешений на строительство
  3. Подключение к системе электроснабжения
  4. Регистрация собственности
  5. Получение кредитов
  6. Защита миноритарных инвесторов
  7. Налогообложение
  8. Международная торговля
  9. Обеспечение исполнения контрактов
  10. Разрешение неплатежеспособности

Одной из важных частей курса был блок о бизнес плане

Я и раньше знал о его важности, даже приходилось составлять подробный БП где-то в 2012. Но дело не продвинулось и я благополучно забыл про этот инструмент. Все последующие мои начинания были без него, что было огромной ошибкой.

Так же рассмотрели отличия бизнес плана от бизнес модели. Это новая для меня информация. Оглянувшись на несколько лет назад, я понял как много ресурсов было утрачено в пустую из-за не правильного планирования.

Блок о моей любимой теме — маркетинг.

С точки зрения теории, я не узнал ничего нового. Курс больше рассчитан на новичков, а я в маркетинге, всё же чуть дальше новичка продвинулся. С точки зрения практики, взглянул на это по новому и понял, что весомую часть инструментов я не внедряю. Но это даже подзадорило больше внимания выделить маркетингу.

Я пока на первых ступенях предпринимательства. Практически всё делаю сам, без  команды. Приходиться быть по понемножку специалистом во всех смежных сферах. К сожалению времени на всё не хватает. А так хочется…

Командообразование

Про командообразование слушал в пол уха, потому как сейчас не актуально, а ресурс внимания всё же ограничен. Даю себе отчёт в том, что когда буду приближаться к формированию команды — начну детально изучать этот вопрос.

Менеджмент

Тоже новая для меня область. Подчеркнул для себя интересный алгоритм:

  1. Планирование. На этом этапе мы определяем куда мы хотим прийти и формируем цели. Цели рекомендуют формировать по технологии SMART
  2. Организация. На этом этапе мы определяем ресурсы, которые у нас есть сейчас, те которые потребуются для достижения цели, определяем как мы получим эти ресурсы и проставляем задачи. Именно этот пункт «ткнул меня лицом в землю«. Дело в том, что у меня было несколько десятков провальных проектов. Теперь, оглядываясь назад, про каждый из них я могу сказать:«Я не зафиксировал имеющие ресурсы и не планировал получение недостающих. Я стартовал проект с недостаточным количеством ресурсов и надеялся, что в процессе я их получу. Надеялся но не знал точно откуда, когда и как. Ресурсы не получал и по этому закрывал проект. «Отсутствие планирования ресурсов — корень всем моих неудач в прошлом. А если взглянуть шире, то отсутствие менеджмента — корень.
  3.  Мотивация. На этом этапе, необходимо создать для себя или для команды стимулы. Мозгу не нужны излишние нагрузки, ему незачем перенапрягаться по просту. Он должен чётко понимать, что он получит в итоге. Несколько лайфаков от меня: Вырисовывается большой проект? — определите для себя «пряник», который вы получите по закрытию проекта. Придумайте как сможете себя отблагодарить. Интересную методику рассказал Р. Кийосаки. Он захотел себе приобрести автомобиль Ferrari и рассказал об этом своей супруге Ким. На что она ему ответила: Отлично! Теперь придумай и создай актив, который позволит тебе  приобрести этот автомобиль. Получается, что автомобиль был приобретён не просто так, а как благодарность самому себе за выполненные действия. Ещё я от него же слышал, что у них в семье традиция после каждой успешной сделки приобретать себе какие либо атрибуты — часы, юв. изделия и т.п. Что касается микро задач, тут система та же — необходимо выполнить не очень приятную, но важную задачу? — кладите перед собой конфету, работайте и по завершению наслаждайтесь ей. Не обязательно использовать конфету — это для наглядности. Мозгу приятней будет выполнять задачу, зная, что в конце его ждёт награда, пусть и незначительная.
  4. Контроль. Определяем что, когда и как необходимо контролировать. Руководствуемся принципом «Мы не можем управлять тем, что не можем посчитать«. Как правило эффективно следить за 3-5 ключевыми показателями. Этого на первом этапе будет достаточно. Это может быть количество входящих заявок, регистраций, выпущенных единиц продукции и т.п. У каждого свои ключевые показатели.
  5. Анализ. Анализируем что произошло, благодаря чему или вопреки чего это произошло, собираем статистику, делаем работу над ошибками и корректируем задачи

Менеджмент — то что мне ещё предстоит освоить. Ранее я думал, что это что-то что очень далеко от меня, уменя ещё нет команды, структуры, что менеджерить?. Но на обучении я понял, что эффективный менеджмент начинается с самого себя.

Так же узнал, что по модели PAEI Ицхака Адизиса я Предприниматель (entrepreneur) — это человек, который придумывает и внедряет новое, у него всегда много планов и идей. Планы, стратегии, модели — это моё направление.

В этой модели есть ещё Администратор (administrator) — Оптимизирует и систематизирует весь процесс, прописывает функции и обязанности. К Администратору у меня тоже есть склонность, но не такая как к Предпринимателю.

Производитель (producer) Ориентирован на конечный продукт, на достижение результат. Планированию или размышлению предпочитает действия.

Интегратор (Integrating) Душа команды. Объединяет команду, мотивирует,  создаёт командный дух. Работает над  тем, чтоб всем было хорошо и комфортно.

Согласно этой модели, при формировании команды, должны быть люди, которые дополняют проседающие функции. Например у меня сильно проседают Интегратор и Производитель. То есть в первую очередь мне следует партнёрится с людьми имеющими склонности в этих направлениях.

Финансовая модель

В этом блоке говорилось о том как и зачем планировать финансы, как правильно ставить финансовые цели, планировать доход, активы. Тоже новая область для меня. Ранее всё заканчивалось на доходах/расходах. Сейчас понимаю, это даже не половина. Многие вещи где-то слышал или как-то интуитивно понимал, но вот один показатель перевернул мою картину мира — Дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность — это когда товар взяли, но ещё не заплатили. По сути, это некий кредит для наших партнёров. Например, если вы даёте продукты под реализацию, то с момента отгрузки продуктов, до момента получения средств или их возвращения — у вас есть дебиторская задолженность. То есть задолженность вам, со стороны партнёров/клиентов. Интересная штука. Она тоже входит в финансовую модель. А я всегда ломам голову как это учитывать)

Помню Пётр Осипов на одном из разборов говорил, что если вы что-то сделали/отгрузили, но вам ещё не заплатили, то «это не считается«. Возможно в контексте терминологии БМ — это не считается и не важно, но в финансовой модели это ещё как считается и очень важно. Так вот, когда я это услышал от Петра, то где то в моей голове заполнилась ячейка, в которой прописалось следующее «Деньги (активы) считаются твоими (заработанными), только тогда когда они попали на твой счёт«. Такой вывод тогда  сделал мой неокрепший ум.

Юридическая часть

Здесь затронули налоги, договора, суды. Я сделал выводы, что необходимо менять группу налогообложения, а так же составить несколько видов договоров. Это важные моменты, которыми раньше я пренебрегал.

Помню, сотрудничал с одной студией и ребята от туда очень сильно удивились, что  меня волнуют налоговые моменты, и что я вообще плачу налоги. И ещё больше они удивились, когда я стал уточнять некоторое моменты в договоре до его подписания. Говорят, что никто на их практике так не заморачивался.  Я в свою очередь тоже удивился. Неужели и правда «У нас всё так«?

 

Резюме:

Каждый из выше описанных пунктов, я считаю очень важным для предпринимателя и чем раньше получиться понять, освоить и внедрить каждый из них — тем лучше. Да, это только основа, но даже первые шаги лучше делать подготовленным верно? По крайней мере, я себе много шишек набил не понимая или игнорируя какие-то моменты. Пройдя этот курс, я стал чуточку образованнее и компетентнее в сфере, которой занимаюсь. Понимаю, что это только начало и ещё много опыта предстоит получить. Благодарен организаторам и всем преподавателям за  ценные знания и советы.

 

Подлинность сертификата можно проверить: https://courses.prometheus.org.ua:18090/downloads/e02d841fad2f45128b6d786ce98bd750/Certificate.pdf

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *